Борьба за душу Европы

Борьба за душу Европы

Непосредственно перед визитом представителей Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций в Брюссель, было обнародовано «Обращение» по евроинтеграции, которое воспринято как определенная сенсация. Причиной для такого восприятия журналистами стало подписание этого заявления предстоятелем УПЦ (МП) митрополитом Владимиром.

Принято считать, что Московский патриархат принимает ЕС как территорию зла, от которой нужно отгородиться новым железным занавесом, и на «чистой от греха» территории строить «русский мир». На самом деле позиция самой РПЦ не такая простая. Неоднократно патриарх Кирилл и глава внешнеполитического ведомства Московского патриархата Илларион Алфеев отмечали необходимость создания в Европе стратегического альянса католиков и православных ради защиты традиционных нравственных, культурных, семейных ценностей. Также в такой альянс, способный стать основой для морально обновленной Европы, приглашались представители всех церквей и религиозных организаций, которые защищают традиционное понимание религии и общественной морали.

Таким образом, евангельская заповедь «Идите, научите все народы» является выше попытки отгородиться от мира, хотя это попытка и понято как инстинктивная реакция на угрозу победы релятивизма в общественной морали. Такого рода рефлекс самозамыкания характерен не только для Московского патриархата. Мусульмане и традиционные протестанты во всем мире в целом и в Украине в частности тоже инстинктивно проводят политику самоизоляции. Но такой территорией культивирования закрытой субкультуры выступают сами религиозные общины, а не какое-то геополитическое пространство.

Всего попытки отделиться от мира как территории зла и греха лежит в основе самой религиозности. Естественная религиозность начинается с разделения всей реальности на пространство «светского», зараженного грехом, и пространства «святого», чистого от греха. Лишь со временем приходит понимание того, что и добро и зло – это неразделимые реальности в человеческом сердце. Постепенно осознается вся трудность Евангельской заповеди: быть выше греха, быть выше мира, находясь в нем и проповедуя в нем. Приходит понимание: лучше браться за преображение этой реальности, какой бы она ни была, чем разрушать весь мир и строить заново.

В основе религиозности лежит и восприятие человека как ребенка, которого нужно учить и воспитывать. Лишь со временем приходит понимание того, что религия в этом мире соблазнов и потребления может храниться, когда основывается на человеческой свободе, на личном возвышении над обстоятельствами. Отношение к людям как к свободным и ответственным взрослых, которых Бог называет друзьями, братьями и сестрами, матерями и родителями — это то, чему наши Церкви только учатся.

Когда христианство, ислам, иудаизм делают ставку на свободу и ответственность личности, на внутреннее преображение, на начало общественных изменений с перемены личного поведения каждого, то преодолевается сам соблазн религии и политики — соблазн воспитывать всех по рецептам Великого Инквизитора.

В чем призвание Украины

В «Обращении» не защищается евроинтеграция любой ценой. Напротив, защищаются те ценности, которые создали в свое время европейскую цивилизацию. «Традиционные религиозные, культурные, семейные и нравственные ценности, на которых веками основывалось жизни народов Европы, — драгоценное сокровище, которое мы должны ценить, совместно беречь, защищать и приумножать».

Сегодня и Католическая, и Православная Церкви ведут борьбу за то, чтобы эти ценности были снова и снова единственным надежным фундаментом для европейской цивилизации. И эта борьба не является безнадежной. Конечно, сегодня христиан, протестующих против пропаганды однополых отношений, иногда приравнивают к расистам. Но, слава Богу, никто не осуждает их ни к смертной казни, ни к нескольким годам заключения. Все это показывает, что дискуссия продолжается. Европа сама чувствует, что когда-то должны закончиться злоупотребления идеей прав человека, рожденной философами — стоиками и популяризаторами из числа христианских теологов, которые во времена инквизиции выступили в защиту индейцев Америки. Нельзя превращать идею человеческого достоинства в инструмент для разрушения этого самого достоинства и уничтожение идентичности.

С сегодняшнего европейского релятивизма маятник рано или поздно отклонится к традиционализму. Тем более, что рамки правового государства, уважения к человеческому достоинству — сохраняются и сегодня, во времена постмодернистского релятивизма и прагматичного популизма.

Не оправдались прогнозы о «закате Европы». В третьем тысячелетии европейское сообщество ищет собственный ценностный фундамент снова и опять не менее интенсивно, чем прагматические выгоды. Не оправдались прогнозы и о секуляризации. «Современный мир, за несколькими исключениями… является таким же неистово религиозным, каким он и был всегда», — признает классик теории секуляризации Питер Бергер.

В этих условиях борьба за душу Европы, за ее религиозное будущее — это, возможно, и есть главное историческое призвание современной Украины.

Юрий Черноморец — доктор философских наук, религиовед, богослов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.