Что плохо для ребенка, то хорошо для преподавателя

компьютер и ребенок

Министерство образования Британии озабочено распространением компьютеров, которые становятся доступными ребенку чуть ли не с рождения.

Фраза о том, что компьютеры сейчас полностью вошли в нашу жизнь такая заезженная, что звучит совершенно банально. Зато дискуссии о роли и месте компьютерных технологий теперь касаются такого главного вопроса, как влияние компьютеров на человека вообще и на детей в частности.

С какого возраста, например, стоит и полезно привлекать ребенка к компьютерам? Не вредно ли это для них?

Ученик третьего класса типовой начальной лондонской школы рассказывает, как он выполняет на компьютере все домашние задания. Для этого есть специальный сайт mathletics.co.uk. Каждый британский ученик зарегистрирован на нем поименно, имеет свой пароль, который использует, когда начинает выполнять задание.

Учитель при этом может следить за прогрессом каждого ребенка, видеть какого уровня задачи выполняют те или иные дети и т.п. А ребятам, к примеру, очень нравится выполнять математические упражнения с элементами компьютерной игры. В то время как сами компьютерные образовательные игры — огромный бизнес.

С какого возраста?

Продавая программное обеспечение и специализированные устройства, разработчики убеждают родителей и учителей, что возрастных границ для этого нет и что компьютеры помогают в обучении с того момента, как ребенок может слушать, видеть и жать на кнопку клавиатуры.

Но уже начинают раздаваться возражения этому мнению. Британский государственный Департамент здравоохранения советует родителям ограничивать время, которое дети проводят перед экранами, даже если речь идет об образовательных программах, — до двух часов в день. До двухлетнего возраста компьютеры и телевизоры, по мнению Американской академии педиатров, могут иметь вообще отрицательный эффект.

Ирина Шевалева работает воспитателем в лондонском частном дошкольном учреждении, где применяют принципы педагогики Марии Монтессори. Там упор делают на том, что дети должны начинать познавать мир с элементарных навыков в жизни, то есть непосредственно на осязание, слух и т.д.

«Все дошкольные учреждения имеют компьютеры и это очень поощряется и каждая старшая группа детского сада имеет даже айподы. Но я считаю, что это лишнее. По моему мнению, детям не хватает элементарных навыков, необходимых в повседневной жизни: завязывать шнурки, взять прищепку и закрепить ее, правильно держать карандаш… Дошкольники сейчас имеют якобы прекрасную компьютерную программу, в которой они выводят буквы на экране, но, я считаю, что это совсем не то, что нужно малышам. Когда они получат самые обыденные навыки, например, пользоваться ложкой, вилкой, пинцетом, только после этого можно расширять кругозор с помощью компьютера», — говорит Ирина Шевалева.

Старшие школьники не имеют выбора

Современный образ жизни детей, который ассоциируется с компьютерами, телевизорами и другими экранными устройствами, называют причиной таких проблем, как ожирение детей, или наоборот – гиперактивность, неусидчивость и невнимательность на уроках.

Но несмотря на предостережения, похоже на то, что особенно в старшем школьном возрасте школьникам без компьютерных технологий сегодня уже не обойтись.

16-летняя лондонская ученица убеждена, что компьютер, подключенный к интернету, — это главный способ обучения современного британского школьника. Ученица поясняет, что работать только с учебниками — этого недостаточно, а идти в библиотеку и искать нужную информацию сегодня просто непрактично (несли не сказать – глупо). В классе у учащихся принимают и рукописные домашние задания, но большинство сдает работу, напечатанную с компьютера. Преподаватели часто сами рекомендуют сайты, откуда брать информацию.

Здесь принуждения нет, но устоявшейся нормой является то, что каждый ребенок имеет доступ к компьютеру и интернету и в школе, и дома, и может этим пользоваться во всех случаях жизни.

Компьютер для преподавателя

Ирина Шевалева рассказывает, что портативные компьютеры-таблички, имеющие встроенные фотокамеры, все больше используют в дошкольных учебных заведениях для документации и отслеживания процесса развития детей.

«Правительство (Министерство образования) и родители требуют, чтобы весь учебный и воспитательный процесс детей был задокументирован. Чтобы легко и просто вести эту документацию имеется много различных программ. Вместо тонн папок с бумажными документами, все, что делает ребенок, можно сфотографировать на айпод, загрузить на сервер, и родители могут без проблем все это посмотреть на сайте, где можно узнать, что их ребенок делает в саду, как он работает самостоятельно, с теми или иными учителями и так далее. Эта же система очень четко и наглядно «подмечает», если ребенок не может делать что-то в определенном возрасте, например, держать карандаш. После этого легко делать определенные выводы», — рассказывает воспитательница.

Так что однозначного мнения, насколько и с какого времени ребенку нужен компьютер, нет. А вот преподавателям он явно облегчает работу и помогает лучше организовывать и проводить учебный и воспитательный процесс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.