Родители школьников восстали против «принудительного изучения» русского языка

Почему украинцы не хотят изучать русский язык

Украинских школьников подталкивают к тому, чтобы они изучали — как второй иностранный — русский язык. Об этом говорят и родители учеников, и оппозиционные политики. Этот процесс коснулся, как оказалось, и украинской глубинки, и Киева. В частности, в столичной специализированной школе № 76 имени Олеся Гончара родители восстали против того, чтобы русский язык изучали все школьники. Руководство школы уверяет, что выбор второго иностранного языка согласован со всеми родителями, а местная власть не видит возможности обеспечить учебника процесс изучения различных иностранных языков в разных классах школы. Чиновники КГГА отмечают, что вопрос второго иностранного нарушать поздно, потому как учебный процесс уже начался.

Киевлянин Александр Мартыненко всех своих четырех детей отдавал учиться в специализированную школу № 76 имени Гончара в Киеве. Возможно, потому, что там же раньше училась его жена. Однако в этом году, когда две его младшие дочери пошли в пятый и седьмой класс, начались проблемы. Александр Мартыненко и другие родители хотели, чтобы их дети изучали — как второй иностранный — западноевропейский: французский, немецкий, испанский или польский. Украинское законодательство дает право школьникам и их родителям выбирать иностранный язык. Однако в 76-й школе детей этого выбора лишили, рассказал Александр Мартыненко.

«Нас поставили перед фактом: в пятых классах второй иностранный — русский. В других школах по этому поводу проводились родительские собрания, в нашей — ничего не было. Мы стали заложниками бедности, потому что, как нам объяснили, русский язык дешевле ввести в учебный процесс. Сейчас у нас начинаются родительские собрания, на которые мы пригласили депутатов и других известных людей. Надеюсь, результатом станет создание комиссии с участием родителей, которая будет работать над обеспечением права детей выбирать второй иностранный язык», — отмечает отец четырех детей.

Александр предлагает разделить учащихся на две группы, в соответствии с языковыми предпочтениями, чтобы русский изучали только те, кто хочет, а не вся школа.

Выбрали русский, потому что есть учебники и учителя

Директор школы № 76 Елена Знак заявила, что выбор у родителей был.

«В прошлом учебном году мы проводили общие родительские собрания. Родители выразили свое мнение. И решение совета школы, с согласия большинства родителей, было таковым: русский язык. Решили, что изучение этого языка можно лучше организовать. Мы — государственное учреждение, поэтому у нас нет возможности обеспечить различные классы учебниками и учителями для изучения различных иностранных языков. Мы обращались к городской власти, а нам сказали, что для подготовки изучения нового языка нужно время, и в этом году это невозможно сделать».

Со своей стороны, Александр Мартыненко и другие родители, которые поддерживают его позицию, говорят, что школьных сборов о выборе языка не было, а если были, то многих о них даже не предупредили.

Вот как эту проблему прокомментировали к Киевской городской государственной администрации. Руководитель отдела общего и среднего образования и правовой защиты детей Главного управления образования и науки Елена Святенко ответила, что вопрос выбора второго иностранного в киевских школах поднимать уже поздно.

«Вопрос определения родителями второго иностранного языка пока неактуален, потому как начался учебный год, и все уже выбрали свой язык. Обращайтесь к нашему департаменту, вам предоставят более подробные разъяснения», — сказала Святенко.

В приемной образовательного департамента заявили, что вообще ничего не знают о ситуации с изучением языков в школе № 76. Однако о ней уже узнали депутаты.

Свободовец Игорь Мирошниченко обещает помочь родителям отстоять право избирать иностранный язык для своих детей.

«Такая ситуация — по всей Украине. В глубинке ученикам навязывают русский под предлогом нехватки средств, учителей. В Киеве такие случаи значительно реже, но они тоже имеют место. На Восточной Украине русский как второй иностранный навязывают тотально, — отмечает депутат. — Это не выгодно школьникам, поскольку общаться на русском умеют все, даже те, кто не хочет. Детей лишают возможности стать полиглотами. Второй иностранный язык — это немецкий, французский, испанский и другие языки, более перспективные, чем русский».

Мирошниченко объясняет ситуацию тем, что в Министерстве образования и науки намеренно создают детям русскоязычную среду: русский на улице, в книгах, на телевидении, в газетах, а теперь — и в школе.

В Министерстве образования уверяют, что русский выбрали едва четверть украинских учеников, остальные — изучают другие языки, которые и нравятся. Между тем, факты говорят о том, что в сельских школах Центральной и Северной Украины, даже в тех, где нет русскоязычных детей, выбирали русский вынужденно, поскольку государство не обеспечило специалистами и учебниками для изучения других языков.

Председатель образовательного комитета Верховной Рады Лилия Гриневич ранее высказывала мнение о том, что государство должно приложить усилия к лучшему изучения первого иностранного языка, вместо введения второго в школах, которые не имеют для этого ресурсов.

Подобного мнения придерживаются и родители, чьим детям предлагают изучать русский. Многие из них выразили мнение, что лучше бы их детям добавили несколько часов английского, чем русского.

Евгений Солонина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.