Скидки: благо или обман?

Считается, что скидки — это изобретение второй половины XX века. Например, в дореволюционной Российской Империи в торговом и обслуживающим бизнесе они не практиковались. Однако на самом деле скидки, или уступки, возникли вместе с товарным обменом и являются самой естественной и даже необходимой составляющей во взаимоотношениях продавца и покупателя.

Скидки издревле были присущи восточной торговой психологии, однако именно западные маркетологи XX века усмотрели в них двигатель торговли и поставили систему скидок на научную основу, поскольку товарный профицит того времени заставил производителей и продавцов товаров искать новые пути дальнейшего развития. Так родилась концепция уникального торгового предложения Россера Ривса, суть которой заключается в привлечении покупателя оригинальной рекламой, в том числе и с помощью скидок.

Если обратиться к тем же восточным базарам, где система уступок применялась скорее интуитивно, то можно понять, откуда идут корни скидок. Они кроются в самой психологии человека, который падок на дармовщину. Кто из нас не слышал, как продавец на рынке говорит, что предлагает, скажем, куртку за 100 долларов, но, если будете брать, уступит за 80. Однако это кажется нелепым только стороннему наблюдателю, а если вы покупатель и куртка вам понравилась, то очень обрадуетесь этой скидке.

Как утверждают маркетологи, любой товар легче и выгоднее продать, выставив его втридорога, но с огромными скидками (например, в 70 процентов), чем реализовать по соразмерной цене. Возникает резонный вопрос: неужели покупатель не догадывается, что любая, даже самая фантастическая, скидка «вбита» в цену товара (за исключением, может быть, сезонных распродаж)? Догадывается, но так уж устроена психология человека, помните слова А.Пушкина: «Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад!». И хотя поэт говорил о любви, в торговых взаимоотношениях людей происходит то же самое. Обыватель благосклонно относится к любого рода уступкам в цене, например, одна моя знакомая говорила, что из двух ресторанов она предпочитает тот, который предоставляет ей скидки, хотя он менее уютен и находится дальше. Понятия «скидка», «дисконт», «распродажа» уже давно вошли в наш обиход, хотя на постсоветском пространстве общество потребления еще не сформировалось в полной мере.

И все-таки скидки — это хорошо или плохо, это чистейшей воды обман (психологический прием маркетологов для увеличения объемов продаж) или все-таки благо цивилизации?

Естественно, ни один продавец не станет работать себе в убыток, и потому скидки заранее включаются в цену товара или услуги. Однако предоставляются эти льготы далеко не каждому, а лишь тому, кто приносит продавцу больше выгоды, например, покупает товар только у него, берет две вещи вместо одной и так далее. Поэтому, осознавая, что скидки — это не манна небесная, можно умело пользоваться ими, тем самым значительно экономя деньги из семейного бюджета. И потому скидки все-таки можно считать благом. Так, на Западе они давно уже стали естественным способом взаимоотношений в торговле и обслуживании и даже все чаще используются в некоммерческих целях. Например, берлинские бордели в последнее время предоставляют солидные скидки клиентам, которые приехали в заведение на велосипеде или общественном транспорте, борясь таким образом за чистоту окружающей среды. И подобных примеров немало.

Надо полагать, что и на постсоветском пространстве скидки в торговле и обслуживании рано или поздно войдут в цивилизованное русло, поскольку тенденции к тому имеются, и этому же способствует здоровая конкурентная борьба на рынке, которая уже стала нормой для стран СНГ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.